Марки, их увлекательная история и одна интересная услуга Укрпочты


История этого вроде бы простого знака почтовой оплаты довольно занимательная. Хотя первая официальная марка появилась в 1840 году, и к этому факту мы ещё вернёмся, у неё были свои предшественники. До марочной мировой экспансии каждое государство фиксировало свои почтовые оплаты как хотело, кто во что горазд. Кто-то ставил штемпели, кто-то рисовал эмблемы, кто-то раздавал квитанции, в общем никакого порядка. Это смутное время сообщество филателистов прозвало вполне официально «домарочным периодом». 

В итоге в разных странах люди стали задумываться о каком-то унифицированном почтовом знаке. И хотя есть разные версии, но всё-таки первооткрывателем марки считается Роуленд Хилл. Вообще он был педагогом, основателем прогрессивной для своего времени школы «Хэйзелвуд». Но из-за жалоб матери, которая работала на почте и ругала неэффективную систему, мистер Хилл всерьёз увлёкся идеями, как её преобразовать. В конце концов это привело к тому, что предложенная им почтовая реформа после долгих мытарств и противодействий была претворена в жизнь, а Хилл стал генеральным почтмейстером. И одним из следствий этой реформы стало появление марки. 

С тех пор новоявленные знаки почтовой оплаты стали править миром. Появились люди, их изучающие и коллекционирующие, выпуск марок стал прибыльным бизнесом, а для таких экзотических государств вроде Тринидада и Тобаго или Сан-Марино они даже стали весомой частью бюджета страны. Как правило, на стоимость коллекционной марки влияет всего несколько факторов. В первую очередь это, конечно, ограниченность тиража и количество доживших до наших дней из этого тиража почтовых знаков. Чем меньше, тем лучше для тех счастливчиков, у которых редкая марка осталась на руках.
 
Если их выпустила уже несуществующая страна или бывшая колония, то это также увеличивает ценность. Например, самая дорогая марка в истории, которую купили почти за 9,5 миллионов долларов, это почтовый знак Британской Гвианы. Марка была выпущена ещё в 1856 году. Помимо экзотичной страны, её выпустившей, другой фактор такой сумасшедшей цены, это то, что марка этого тиража осталась в единственном экземпляре. Так что неудивительно, что её называют принцессой филателии.
 
Ещё один интересная причина дорогих эксклюзивных марок — это ошибки, допущенные при их производстве, такие как неправильно отпечатанный цвет. Например, вторая по дороговизне марка, которая была продана более чем за 2 миллиона долларов, это первый напечатанный шведский почтовый знак 1855 года. Но купили его за такие деньги не за это. Дело в том, что по ошибке часть тиража выпустилась не запланированного сине-зелёного цвета, а жёлтого. К тому же из всей партии остался только один такой шведский уникум. Все эти факторы и сформировали в итоге такую высокую стоимость марки. 

Ещё один распространённый вариант ошибок, которые делают марку баснословно дорогой – это перевёрнутое изображение. Например, есть американская марка 1918 года с изображением почтового самолёта «Дженни». Но часть тиража была выпущена с картинкой, расположенной вверх ногами. Таких марок на сегодня существует около ста штук. Эти почтовые знаки теперь называются «Перевёрнутая Дженни», а самая дорогая из них при продаже на аукционе чуть-чуть не дотянула до 1 миллиона долларов.  

Благодаря Укрпочте появилась ещё одна возможность приобрести уникальную и неповторимую марку.  Возможно, её не будут торговать за миллионы долларов на аукционе, но для вас или вашего адресата она точно станет самой дорогой. Всё потому, что на Укрпочте можно заказать действительную марку с лицом любого человека или с любым изображением, которое вы захотите. Немного о том, как это сделать и ценах.

Заказать индивидуальную марку можно онлайн и в отделе, расположенном в здании Главпочтамта. А вот приобрести сделанные по вашему хотению открытку и конверт можно только в Главпочтамте. Лист с 9 или 6 марками будет стоить вам 240 грн, с 28 почтовыми знаками и 1 изображением – 408 грн, а если хотите от 2 до 28 изображений на 28 марках, то 510 грн. Собственная открытка вам обойдётся в 20 грн, а немаркированный конверт – в 14 грн. А если вы захотите сделать огромное количество марок с вашим изображением, чтобы использовать их для писем всем вашим родственникам до седьмого колена, то Укрпочта поддержит вас скидками на оптовую закупку. 
Если решились заказать марку по собственным лекалам, то вот вам несколько реальных примеров для вдохновения. Австрийская почта выпустила серию, на которую нанесли метеоритную пыль. Она же сделала коллаборацию со знаменитым брендом Swarovski, результатом которой стали марки с лебедем из кристаллов. В Великобритании отличились выпуском почтовых знаков со вкусом шоколада и даже в виде плитки, а в Бразилии – с запахом кофе. Но круче всех выступил Бутан. Тираж марок этой азиатской страны представлял собой маленькие грампластинки с записанными на них местным творчеством и историей этого скромного, но гордого государства.

Автор статьи: Ярослав Крутов

0.0