Интервью с творцом – Вячеслав Дидковский об уникальности техники работы с медью, своей династии мастеров и состоянии искусства в Украине 


Вячеслав Дидковский – украинский скульптор, который делает потрясающие статуэтки, в том числе для нашего интернет-магазина. Но, несмотря на исключительное мастерство, которое он показывает при создании своих шедевров, информации о самом творце в сети не так уж и много. Поэтому мы решили записать с Вячеславом Дидковским небольшое интервью, чтобы раскрыть перед посетителями нашего интернет-магазина личность человека, которая стоит за созданием великолепных и оригинальных статуэток. Некоторые из них поднимают тему кобзарства, в других раскрывается красота и тонкость звучания флейты, третьи посвящены теме семьи.

1. Я прочитал, что вы потомственный художник по металлу. Не могли бы вы подробнее рассказать о вашей династии мастеров?

Выбор моей профессии во многом был определен моей семьей, в которой мой дед, Онуфрий Дидковский, был хоть и сельским, но очень искусным кузнецом, как говорят, местным «Левшой».  Для того времени делать кованые кареты, инкрустировать старинные австрийские ружья, находясь в небольшом селе Житомирской области было настоящей диковинкой. Эта любовь к ремеслу передалась и моему отцу, Николаю Дидковскому. Он развивал навыки, полученные от деда, и как результат, стал очень хорошим гравером, чеканщиком, а главное художником. А потом наступила и моя очередь.

2. Также я узнал, что вы предпочитаете медь, хотя даже в нашем интернет-магазине есть ваши работы из бронзы.

Если это так, то почему именно с медью, а не с бронзой или каким-либо другим материалом?
Медная скульптура была началом моей творческой жизни, хотя техник и жанров, в которых я работал, очень много. Начиная от книжной графики, в которой я считаюсь одним из лучших в Украине, живописи, офортов, ювелирного дела как дипломированный ювелир.

3. Вы владеете уникальной техникой пайки скульптуры из листовой меди. Можете объяснить в чём её уникальность так, как если бы перед вами стоял восьмиклассник?

Скульптура из паяной меди, несмотря на ее визуальную декоративность, имеет в себе ювелирную изысканность. Использование огромного количества мелких деталей, фактур, ажурность отличает ее от классической бронзовой скульптуры. Она очень оригинальна и эксклюзивна в силу невозможности точного повтора. Этой скульптурой не может заниматься каждый обучившийся скульптор классического жанра из-за технической сложности, на освоение которой порой уходит вся жизнь. А это специфический инструмент и оснастка, которую нужно делать только самому, так как ее не существует в природе. Этому жанру не учат в художественных вузах, за исключением общих технологий ювелирного дела.

4. Ваш любимый скульптор, который повлиял на вас сильнее всего. Может быть, даже не один.

В юношеском возрасте, когда прочел книгу Ирвинг Стоун «Муки и радости» о жизни и творчестве Микеланджело, у меня произошел переворот сознания, и с тех пор я в искусстве. А вообще очень много настоящих художников-титанов воодушевляют меня на творчество.

5. Вы пробовали себя в другом жанре? Может быть, живопись или другая творческая сфера? И какое, по вашему мнению, состояние искусства в целом в нашей стране? Поделитесь вашими мыслями о состоянии именно скульптурного мастерства в Украине. Что хорошо, а что хотелось бы и лучше?

В искусстве существует понятие культуры искусства – это основной критерий, который определяет состояние дел. На сегодняшний день мы имеем почти плачевный результат. Ситуацию удерживают настоящие художники, они зачастую находятся в тени, но именно их невидимое присутствие помогает сохранить дух настоящего искусства. Сама модель современной жизни увеличила меркантильную составляющую и тем самым уменьшила роль искусства в жизни человека. Искусство должно стать национальной идеей Украины, в другом случае у Украины нет никаких перспектив, не в одной области человеческой жизни.
«Нация, которая научит своих детей рисовать и писать, читать и считать, превзойдет всех остальных в науке и ремеслах» Дени Дидро. 

6. Вы работаете в самых разных стилях. Есть даже работа в стиле стимпанка. Есть ли у вас какой-то один или несколько любимых стилей?

Мне нравиться очень много стилей и не потому, что я не могу определиться, а потому что это обогащает мой внутренний мир. Наша жизнь ограничена временем и хочется потратить ее не на обывательский шум, а на созидание новых интересных выразительных форм. Все стили хороши, вопрос только в профессиональном подходе к ним.

7.    Что вы считаете своей лучшей работой на сейчас? После которой вы сказали себе как Блок когда-то: «Сегодня я гений».

Я тот, кто любит искусство в себе, а не себя в искусстве. Моя миссия в этом мире - сделать как можно больше прекрасного, без тщеславия и причисления себя к гениям. Гениальность мою определит будущее поколение, если на это будет причина и смысл.

8. Ваши дальнейшие ближайшие творческие планы?
 

У меня нарисованы сотни интересных эскизов будущих работ. В планах еще пожить, чтобы осуществить большую часть из них. Самая большая мечта связанна с выздоровлением общества, а все остальное осуществилось бы автоматически. Идеальная модель существования, типа «Ауравиль» (международный город на юге Индии, основанный в 1968 году. По заявлению создателей город должен стать экспериментом по созданию интернационального общества людей, живущих вне политики и религиозных предпочтений – прим. автора) — это мечта для творческого человека. 

9. Какая ваша самая большая творческая мечта? Настолько амбициозная, что стоит практически на грани несбыточности. Например, выставляться в Лувре или чтобы в Украине построили музей, посвящённый, в основном, вашим работам?     

Выставляться в Лувре это крайне скучная история, на грани шутовства и дешевого пиара и не достойна настоящих художников.
Мне хотелось бы, чтобы в Украине для начала были открыты художественные галереи, художественные площадки разных уровней. Активная художественная жизнь, музеи — это очень грустное зрелище.  Я не фаталист, а смотрю на вещи реально и осмысленно.

Автор: Ярослав Крутов